Хочешь качественно улучшить свою жизнь?

Подпишись прямо сейчас на мою рассылку и получай руководство успеха!

ПОДПИСАТЬСЯ

понедельник, 14 ноября 2011 г.

Мотивация. Что делать, когда борется два «хочу»?


В одной из своих статей «Воля в достижении цели» я упоминала о том, что очень часто мы не достигаем желаемой цели только потому, что внутри нас борется два «хочу». На моем примере этими двумя «хочу» были: «хочу поспать» и «хочу встать рано». Возможно, найдутся те, кто скажет, просто силу воли тренировать надо. Возможно, и надо…но сейчас вопрос в том, за какую ниточку нужно дернуть или какую кнопку нужно нажать, чтобы сознательное «хочу» победило физическое. В предыдущей статье мы выяснили, что если возникает внутренняя борьба сознательного и физического, значит, слабовата мотивация.
А теперь, давайте по порядку выясним, что такое мотивацияи что делать в том случае, если она слабая.
Сразу сделаю оговорку о том, что некоторые специалисты считают мотивацию психо-физическим аспектом, некоторые, эмоциональным, некоторые говорят о том, что если хотите чего-то добиться, не тратьте время на мотивацию и самомотивацию, а просто делайте… Мы начнем с определения.
Мотива́ция(от lat. «movere») — это побуждение к действию: 1) процесс, который может определять, организовывать и управлять деятельностью человека; 2) способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Советские ученые А.Н.Леонтьев и С.Л. Рубинштейн, разрабатывая теорию деятельности, выделили ключевое понятие данной психологической теории – мотив.
Мотив часто путают с потребностью и целью. Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а тарелка с едой, к которой человек тянется — этоцель.
Теперь по поводу «Просыпаться рано»:
Сделать зарядку, позавтракать, привести себя в порядок – потребность, желание все успеть – мотив, а подъем в 5.45 – это цель.
Почему в 5.45, когда прозвенел будильник и нам не нужно ни в аэропорт, ни в больницу, ни на встречу, мы не можем свое тело вместе со спящим сознанием стащить с кровати? Да-да, потому что потребность в зарядке, завтраке, макияже/бритье не такая уж и сильная. А если нет острой потребности, то и мотив слабый. Более того, если ваш сон был приятным и вам в постели тепло и сухо, то потребность поспать куда сильнее. Где же эта кнопка, которая подымает наше бренное тело и «влачет» его в ванную комнату?
Эта кнопка спрятана там, куда вы ее сами спрятали. Но давайте разберем это на моем примере потребности в зарядке и завтраке. Для начала я сама себе задаю вопрос: «зачем я это делаю?» И самой себе честно отвечааю, нужна ли мне зарядка и завтрак по утрам, или, все же, быть бодрой и сытой меня не заводит. Что касается завтрака, то у меня легкий перекус примерно в 11 дня. Чашку кофе или чая я обычно пью на ходу. И если честно, то три тренировки по 2 часа в неделю, для меня достаточно. Так зачем мне вставать в 5.45?! Нет у меня в этом острой потребности и надо себе в этом признаться. Но почему у меня вообще возникло это желание?! Нужно подумать над той потребностью, которая для меня актуальна.
Вспоминаем иерархию потребностей по Маслоу. 



Разглядывая и примеряя ступени пирамиды, хочу напомнить, что если у индивида не удовлетворяется потребность верхнего уровня, то, по теории Клейтона Альдерфера, движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз. И еще, есть такие личности, которые спустились и поднялись по этой пирамиде уже не один раз.
Попробуйте определить для себя, какая из ступеней самая подходящая для настоящего момента.
Для наглядности я продолжу отвечать на вопрос: «зачем рано вставать?» Глядя на пирамиду, я понимаю, что мое внутреннее желание вставать рано продиктовано целым рядом потребностей: развивать свой сайт, выделить дополнительное время на самообразование, привести мысли в порядок т.е. это три верхние ступени пирамиды. Давайте попробуем понять, почему желание рано вставать есть, причем оно сознательное, а потребности нет. Делов том, что желание- это результат умственной и психической деятельности, а потребность – это больше физический аспект. Поэтому потребность требует удовлетворения, а желание может так и остаться навсегда просто желанием. Когда умственное, психическое и физическое объединяются – это ураган, и вы чувствуете прилив сил и энергии, вы готовы воплощать желания и удовлетворять потребности. Так вот, если у вас возникает желание, но оно не настолько сильное, делайте из него ураган. Обдумайте, прочувствуйте и захотите, то есть объедините все три аспекта: разум, психику(эмоции) и «физику». Пока будете обдумывать зачем вам это, то мотивация тоже обретет более четкое выражение. Свою кнопку можно поискать там, где физическое не борется, а объединяется с сознательным, в моем случае заменяю «хочу поспать» на «хочу в туалет», «хочу пить», «хочу открыть окно, чтобы впусть свежего воздуха» и т.д. Поищите там, где ваше желание и потребность дополняется эмоцией радости и гордости за самого себя, там, где ваша цель становится приятной. Если не получается сразу, попробуйте еще, поробуйте еще раз все взвесить и определить то, что для вас важнее. Ваше желание может воплотится уже потому, что вы сами его произвели, вы определили почему вы этого хотите и уже не представляете себе того, что это не произойдет. Попробуте, у меня получилось.
Теперь я без будильника встаю в 5.45 и делаю это для того, чтобы спокойно выпить кофе, ответить на письма своих читателей, проверить курсы валют и обдумать свои новые желания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий